Еще один наш сайт о Почаевской Лавре.

В литературе

Мы располагаем несколькими «литературными портретами» — или «отражениями» — Святогорской обители: в течение последних десятилетий XIX века здесь побывали многие известные литераторы.В последней трети XIX века Святогорская пустынь стала одной из самых известных святынь-достопримечательностей во всей тогдашней России. Ее редкое по красоте расположение, Святогорская икона Божией Матери, прекрасные храмы, слава о том, что еще совсем недавно в здешних пещерах подвизался затворник, — все это сообщало обители необыкновенную притягательность буквально для всех слоев населения. Существенно еще то, что к концу XIX столетия село Банное (в таком качестве пребывал тогда Святогорск) приобрело дачно-курортный облик. Здесь селились летом горожане, доктора отправляли сюда «на воды». И это тоже прибавляло в монастыре если не паломников в полном смысле слова, то, во всяком случае, любопытствующей публики.
Самый массовый «ходок» в Свято-горскую пустынь был, конечно, крестьянин. Вот она, та «богомольная масса» в описании В. И. Немировича-Данченко, побывавшего в монастыре в 1870-е годы: «Большинство этих богомольцев с Дону пришло пешком. У иных посещение обители обратилось в страсть. Как весною потянет, так и снимаются с места. Идут сырыми понизями, иной раз по колена в воде разливов. Не дождутся даже, когда спадут они. Случается, что у такой партии богомольцев гроша за душой нет, но в селах по пути их кормят и поят. Этнографу я посоветовал бы провести лето в обители, здесь он может изучить все типы южнорусского крестьянства. Каждый уголок Украины и Новороссии посылает сюда своих представителей. Тут и обожженные солнцем греки из Крыма,и колонисты-болгары, разжиревшие на льготных русских угодьях, и медлительные хохлы, и станишники, и русские кацапы, гнездами засевшие по Украине. Случаются даже и цыгане, хотя трудно сказать, что гонит их сюда в пеструю массу обычных посетителей монастыря».
В цитате прозвучало слово «этнограф». Оно, в сущности, вполне применимо к самому Немировичу-Данченко. Как многие люди его образа деятельности и мыслей, он посетил монастырь с целью, совершенно отличной от той, каковую имела «пестрая масса обычных посетителей монастыря». Он приехал наблюдать, записывать, собирать впечатления. Такой тип монастырских гостей уже не представлялся редкостью ко времени настоятельства архимандрита Германа.
Немирович-Данченко был не единственным писателем, посетившим Святые Горы. В разное время здесь бывали А. П. Чехов, Е. Л. Марков, С. Н. Сергеев-Ценский, И. А. Бунин, С. Каронин ( Н.Е. Петропавловский ).