Еще один наш сайт о Почаевской Лавре.

Святогорский патерик

У Святогорской Лавры много молитвенников на небесах. Каждый этап истории монастыря освящен подвигом подлинного угодника Божия, а иногда — и целого сонма их. Несомненно, что имена далеко не всех подвижников известны нам — но они известны Господу.

Иллюстрация слева : Собор преподобных отцов, во Святых Горах на Донце подвизавшихся. Икона современного письма.

Совсем недавно, 12 июля 2008 года, состоялось эпохальное событие в истории Святогорской Лавры — прославление Собора святых отцев, во Святых Горах на Донце просиявших. В собор вошли 17 святых — 1 святитель (Иларион (Григорович; 1759), настоятель Святогорского монастыря в 1733— 38 годах, а В дальнейшем — епископ Крутицкий), 11 преподобных (архимандрит Фаддей (Кокуйлович; 1758), архимандрит Рафаил (Мокренский; 1765), архимандрит Арсений (Митрофанов; 1859), архимандрит Герман (Клица; 1890), архимандрит Софроний (Смирнов; 1921), иеросхимонах Иоанн (Крюков;1867), иеросхимонах Лонгин (Грифцов;  1882), иеромонах Феодосии (1850); иеромонах Киприан (Манько; 1874), иеромонах Иоанникий (Аверкиев; 1882), иеромонах Исаакий (Головин; 1903)), 4 преподобноисповедника (архимандрит Иоиль (Озерянский;  XVII в.), архимандрит Трифон (Скрипченко; 1939), схиархи-мандрит Михаил (Галушко;  1961), игумен Иоанн (Стрельцов; 1970)) и  Христа ради юродивый — монах Феофил (Шаронин; Т1868). Правда, в 2008 году прославили лишь шестнадцать святых из вышеперечисленных. Один из них, прп. Иоанн (Крюков), затворник Святогорский, был канонизирован еще в 1995 году.
К сожалению, на страницах нашего журнала мы не сумеем оказать должного внимания всем святым, подвизавшимся в Святых Горах. О каждом из них можно было бы написать книгу, но в рамках журнальной публикации им тесно.
Глубоко символично, что многие из святогорских подвижников связаны с преподобным Иоанном Затворником. Судите сами: свой подвиг прп. Иоанн начал при преподобном Арсении, бывшем в то время святогорским настоятелем, скончался — при настоятельстве преподобного Германа. Духовником его был преподобный Феодосии, первый духовник обители по ее восстановлении, а затем — преподобный Киприан. При нем пришли в монастырь Леонтий Грифцов (будущий иеросхимонах Лонгин, начальник скита прп. Арсения Великого на Святом месте), юный Илья Головин (будущий иеромонах Исаакий, прославившийся прозорливостью), священнический сын Сергий Смирнов (будущий архимандрит Софроний, в течение двадцати лет управлявший Арзамасской Высокогорской пустынью, а затем удалившийся в уединенную лесную келью). Прислуживал преподобному Иоанну в затворе прп. Иоанникий, впоследствии ставший монастырским духовником.


Был преподобный Иоанн Затворник свидетелем особого подвига юродивого монаха Феофила. Этот удивительный инок (постриг в мантию он принял тайно, а так все в монастыре его звали Федей), несший послушание в кузнице, которой заведовал монах Дорофей (Жила), отличался глубоким смирением и послушанием. Он полностью покорялся отцу Дорофею как своему старцу и без его благословения не делал ровным счетом ничего, не принимал даже по нескольку дней и пищи. При своем смирении он очень не любил, когда ему говорили, что он умрет. Зная это, некоторые из братии шутили над ним. «Федя, ты умрешь!» — говорили они, а юродивый бросался на обидчиков с кулаками, говоря: »Не умру, а жив буду!»

На фото слева : Игумен Иоанн (Стрельцов). Фотография 1943 года. Последние годы жизни прп. Иоанн служил в приходской церкви деревни Карловки, а затем — в селе Покровском, куда к нему съезжались многочисленные духовные чада.Сохранились свидетельства о его прозорливости и молитвенной помощи в сложных жизненных обстоятельствах.

Однажды подобным образом решил пошутить над блаженным преподобный Иоанн. Идя из церкви в Великий Пяток в келью своего келейника (где он имел обыкновение проводить Страстную седмицу), он встретил Федю и сказал: «Федя, ты умрешь!» Вопреки обыкновению юродивый не начал буйствовать, но отвечал затворнику серьезно и с полным разумением: «Отче, такой ли сегодня день, чтобы шутить тебе? Ты — иеросхимонах и затворник, а того не помнишь, что сегодня Спаситель наш за нас, грешных, муки страшные терпел и на кресте умер». Речь эта так подействовала на прп. Иоанна, что он, заплакав, упал в ноги юродивому и просил простить его. С этих пор он всегда отзывался о нем с особенным уважением и повторял, что Федя выше его.

Иллюстрация слева : фреска в Святых вратах Лавры иллюстрирует труды братии древнего Святогорского Монастыря до его упразднения в XVIII столетии.

С приходом к власти в России большевиков для монахов Святогорской пустыни открылся новый путь святости — путь исповедничества и мученичества. Мученическую кончину приняли в разное время многие постриженники и насельники Святогорского монастыря. Имена некоторых из них установлены. Это архимандрит Родион, игумен Даниил, иеромонахи Анастасий, Афанасий, Модест, Иринарх, Паисий, Мелхиседек и Амвросий, иеродиакон Феодот, монахи Тимолай, Ииатий, Онуфрий, Израиль и Садок, послушник Моисей. Крест исповедничества несли архимандрит Трифон, на эпоху настоятельства которого пришлось разграбление обители, схиархимандрит Михаил и игумен Иоанн. Возможно, читателя удивило, что в списке преподобноисповедников Святогорских есть имя архимандрита Иоиля (Озерянского), ибо жил он в XVII веке, когда, казалось бы, испо-веднический подвиг не мог найти места в жизни монаха. Но надо помнить, что в ту пору Святогорская пустынь находилась на окраине государства, которой постоянно угрожали татары. Они совершали частые набеги на южнорусские земли, убивали местных жителей, а многих уводили в плен. Два года довелось томиться в мусульманском плену и архимандриту Иоилю, мужественно претерпевавшему все скорби и возлагавшему все упование свое на Господа и Его Пречистую Матерь.
Несомненно, что и в древнейшее, и в более новое время в Святогорском монастыре совершали свой земной путь многие подвижники, хотя и не прославленные Церковью, но подвигами могущие сравниться с канонизированными святыми. Имен их мы не знаем, виной тому бесчисленные разорения, которым подвергалась обитель, но ее чудесные возрождения — и в XIX веке, и в конце прошлого столетия, — а также особая святость этого места, ощущаемая всеми насельниками и паломниками, говорят о том, что о Святогорской Лавре молится целый сонм праведников, предстоящих перед престолом Господним.