svlavra.pp.ua
Главная Фильм он-лайн Подвижники>>

Иллюстрация слева : Архимандрит Герман (Клица), следующий по архимандрите Арсении настоятель Святогорского монастыря, также причислен ныне к лику святых.

В своих — весьма скромных, впрочем, просьбах «на высочайшее имя» монахи отказа почти не знали. Гак продолжа­лось до 1787 года, когда Святогорский монастырь был упразднен. С юридиче­ской точки зрения это произошло даже раньше, в 1786 году, когда на Украине вступил в действие Манифест о секу­ляризации церковной и монастырской собственности, но описали имущество обители и выслали из нее монашест­вующих годом позже.Земельные владения Святогорско­го монастыря отошли в казну, а уже в 1790 году хозяином Святогорья — со всеми землями и приписанными к ним крепостными крестьянами —стал свет­лейший князь Потемкин-Таврический. Наследовал ему князь Энгельгардт, затем — княгиня Юсупова. Наконец, после смерти сей последней Святогор-ское имение перешло к сыну княгини от первого брака — графу Александру Михайловичу Потемкину и его жене Татьяне Борисовне Потемкиной.К этому моменту в

Святогорской монастыре еще сохранялись многие по­стройки, хотя все они — кроме камен­ного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, ставшего после упраздне­ния обители приходским, — пребывали в весьма ветхом состоянии. Местность же окружающая не потеряла своей поэ­тической привлекательности, и супру­ги Потемкины не раз высказывали друг другу сожаление о том, что иноки здесь больше не живут. Татьяна Борисовна даже раздумывала — не приняться ли

ей за хлопоты по возобновлению обите­ли, причем в качестве женской. В этих раздумьях ее застал иеромонах Арсе­ний (Митрофанов), посетивший петер­бургский дом Потемкиных в 1842 году (он собирал пожертвования для строи­тельства нового собора в Глинской пустыни). Татьяна Борисовна как-то сразу доверилась ему и высказала свое заветное желание — устроить в Святых Горах женский монастырь. Выслушав ее, отец Арсений будто бы ответил: «Нет, матушка, монастырю женскому не годится быть там, во-первых, потому, что место там лесное и пустынное, для слабого женского пола боязно будет там жить, а во-вторых, сами подумайте, прилично ли будет женским костям лежать поверх мужских монашеских костей?» Потемкины рассмеялись ост­роте отца Арсения и согласились с ним, что лучше возобновлять мужской мо­настырь. «А Вы пойдете туда в настоя­тели?» — последовал вопрос Татьяны Борисовны. «Охотно пойду, — согла­сился монах, — и хорошую братию вам с собой приведу, устроим вам общежи­тельный монастырь по уставу Глинской пустыни и нашего незабвенного старца игумена Филарета».
После торжественного освящения Святогорской обители, совершенного на Успение Божией Матери владыкой Иннокентием, начались суровые буд­ни. «С вершины горы увидели мы сию обетованную для нас землю, и хотя от­радно было в ней вселиться, однако тя­готило нас чувство нашего крайнего убо­жества и беспомощности», — вспоминал о тех днях архимандрит Арсений.

При отце Германе в монастыре по­явились Преображенская церковь (на самой вершине горы, до наших дней не сохранилась), новый Успенский собор и трапезный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы — причем на постройку последнего пошли камни от старой Успенской церкви.
К концу XIX века Святогорская обитель выделялась среди прочих мо­настырей Слобожанщины благоустро­енностью. Ее посещало множество паломников, а местные жители совер­шенно не мыслили своего существова­ния без Святых Гор. В. И. Немирович-Данченко, посетивший Святогорский монастырь в 1870-е годы, отмечал: «Окрестному же населению вообще монастырь старается быть полезным. И влияние его все растет и растет. Так, например, случился около пожар; оби­тель не только послала свои инструмен­ты, но погоревшим выдала пособие от десяти до пятидесяти рублей». Тяжелые времена для монасты­ря настали с началом Первой миро­вой войны, когда настоятелем его был иреиодобноисповедник Трифон (Скрипченко). В 1914 году в Святых Горах открылся лазарет на 50 кроватей, в 1915 году — еще один, на 60 пациен­тов. Кроме того, обитель постоянно содержала воинов-калек, а с сентября 1915 года принимала по мере своих возможностей беженцев из западных районов Российской империи. Мно­гие из них были истощены, и почти все лишились каких бы то ни было средств к существованию. К сожале­нию, документы, которые могли бы дать нам представление о масштабах помощи, оказываемой монастырем, пропали после революции. Но допод­линно известно, что беженцы получали от обители не только кров, а и горячее питание дважды в день. Многим из них это спасло жизнь. Одновременно с бе­женцами-мирянами в Святогорскую обитель прибыли эвакуированные ино­ки Почаевской Лавры. Всех их также необходимо было и питать, и покоить.





SITE-MAP