Святогорский патерик
Иоанн Затворник
История>>
Успенский Собор
Никольский Храм
Покровская Церковь
Скит Антония и Феодосия
Всехсвятский скит
Скит Иконы Богоматери
Скит Святого Иоанна>>
Чудеса>>
Иллюстрация слева : Святогорская Икона Божьей Матери.
Документальных доказательств эта гипотеза, широко распространенная как в XIX столетии, так и сейчас, не имеет. Впрочем, отсутствие документов не опровергает ее совершенно. Местность, где был основан Святогорский монастырь, длительное время являлась пограничной и часто подвергалась нападениям со стороны немирных соседей. Поэтому по части летописных источников здесь вообще дело обстоит очень худо. Они попросту не сохранились. Об этом свидетельствует и монастырский синодик, составленный в 1710 году: «Начало сей Святогорской обители, кто оное святое пустынное жительство изобрел и в горе сей святую церковь и келий устроил и начал жительствовати, за многими татарскими нахождении и разорении, особно же за частами переменами прежде бывших строителей,потом игуменов и архимандритов, зде, во святой обители не обретохом».
Иллюстрация слева : Вплоть до XVIII столетия монастырь постоянно подвергался грабежам и набегам. Особенно опасными врагами были крымские татары. Они убивали иноков, а многих — захватывали в плен. Два года провел в татарском плену и архимандрит Иоиль. На фото: фрагмент росписи Святых врат обители, иллюстрирующий "пограничный' этап в истории Святогорского монастыря.
-
Середина XVI века - впервые упоминается топоним «Святые Горы».
-
-
-
-
1848 - 49 - строительство нового Покровского храма с колокольней.
-
1850 - 51 - реставрация храма свт. Николая.
1858 - начато строительство нового Успенского собора.
-
-
-
1868 - освящение Успенского собора.
-
1914 - с началом Первой Мировой Войны монастырь организует посильную помощь изувеченным воинам.
-
1917 - первый обыск в обители.
-
1931 - закрыта Всехсвятская кладбищенская церковь, при которой спасались некоторые святогорские иноки.
1992 - Святогорская Лавра - начало возрождения.
2004 - решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Святогорский Монастырь - теперь Лавра.
Иллюстрация слева : Архимандрит Герман (Клица), следующий по архимандрите Арсении настоятель Святогорского монастыря, также причислен ныне к лику святых.
В своих — весьма скромных, впрочем, просьбах «на высочайшее имя» монахи отказа почти не знали. Гак продолжалось до 1787 года, когда Святогорский монастырь был упразднен. С юридической точки зрения это произошло даже раньше, в 1786 году, когда на Украине вступил в действие Манифест о секуляризации церковной и монастырской собственности, но описали имущество обители и выслали из нее монашествующих годом позже.Земельные владения Святогорского монастыря отошли в казну, а уже в 1790 году хозяином Святогорья — со всеми землями и приписанными к ним крепостными крестьянами —стал светлейший князь Потемкин-Таврический. Наследовал ему князь Энгельгардт, затем — княгиня Юсупова. Наконец, после смерти сей последней Святогор-ское имение перешло к сыну княгини от первого брака — графу Александру Михайловичу Потемкину и его жене Татьяне Борисовне Потемкиной.К этому моменту в
Святогорской монастыре еще сохранялись многие постройки, хотя все они — кроме каменного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, ставшего после упразднения обители приходским, — пребывали в весьма ветхом состоянии. Местность же окружающая не потеряла своей поэтической привлекательности, и супруги Потемкины не раз высказывали друг другу сожаление о том, что иноки здесь больше не живут. Татьяна Борисовна даже раздумывала — не приняться ли
ей за хлопоты по возобновлению обители, причем в качестве женской. В этих раздумьях ее застал иеромонах Арсений (Митрофанов), посетивший петербургский дом Потемкиных в 1842 году (он собирал пожертвования для строительства нового собора в Глинской пустыни). Татьяна Борисовна как-то сразу доверилась ему и высказала свое заветное желание — устроить в Святых Горах женский монастырь. Выслушав ее, отец Арсений будто бы ответил: «Нет, матушка, монастырю женскому не годится быть там, во-первых, потому, что место там лесное и пустынное, для слабого женского пола боязно будет там жить, а во-вторых, сами подумайте, прилично ли будет женским костям лежать поверх мужских монашеских костей?» Потемкины рассмеялись остроте отца Арсения и согласились с ним, что лучше возобновлять мужской монастырь. «А Вы пойдете туда в настоятели?» — последовал вопрос Татьяны Борисовны. «Охотно пойду, — согласился монах, — и хорошую братию вам с собой приведу, устроим вам общежительный монастырь по уставу Глинской пустыни и нашего незабвенного старца игумена Филарета».
После торжественного освящения Святогорской обители, совершенного на Успение Божией Матери владыкой Иннокентием, начались суровые будни. «С вершины горы увидели мы сию обетованную для нас землю, и хотя отрадно было в ней вселиться, однако тяготило нас чувство нашего крайнего убожества и беспомощности», — вспоминал о тех днях архимандрит Арсений.
При отце Германе в монастыре появились Преображенская церковь (на самой вершине горы, до наших дней не сохранилась), новый Успенский собор и трапезный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы — причем на постройку последнего пошли камни от старой Успенской церкви.
К концу XIX века Святогорская обитель выделялась среди прочих монастырей Слобожанщины благоустроенностью. Ее посещало множество паломников, а местные жители совершенно не мыслили своего существования без Святых Гор. В. И. Немирович-Данченко, посетивший Святогорский монастырь в 1870-е годы, отмечал: «Окрестному же населению вообще монастырь старается быть полезным. И влияние его все растет и растет. Так, например, случился около пожар; обитель не только послала свои инструменты, но погоревшим выдала пособие от десяти до пятидесяти рублей».
Тяжелые времена для монастыря настали с началом Первой мировой войны, когда настоятелем его был иреиодобноисповедник Трифон (Скрипченко). В 1914 году в Святых Горах открылся лазарет на 50 кроватей, в 1915 году — еще один, на 60 пациентов. Кроме того, обитель постоянно содержала воинов-калек, а с сентября 1915 года принимала по мере своих возможностей беженцев из западных районов Российской империи. Многие из них были истощены, и почти все лишились каких бы то ни было средств к существованию. К сожалению, документы, которые могли бы дать нам представление о масштабах помощи, оказываемой монастырем, пропали после революции. Но доподлинно известно, что беженцы получали от обители не только кров, а и горячее питание дважды в день. Многим из них это спасло жизнь. Одновременно с беженцами-мирянами в Святогорскую обитель прибыли эвакуированные иноки Почаевской Лавры. Всех их также необходимо было и питать, и покоить.