Каронин С.
Чехов А.П.
Тютчев Ф.И.
Бунин И.А.
Монастырь сегодня
Никаких документов, повествующих о начале Святогорской Лавры, о раннем периоде ее истории, не сохранилось. Однако косвенные свидетельства указывают на то, что монастырь этот существовал уже в XIV веке. Повествуя о начале Святогорского монастыря, издание «Святогорская Успенская общежительная пустынь в Харьковской епархии» (1896) сообщает: «О первых насельниках Святых Гор предание говорит, что они были выходцы из Киева, после татарского погрома в 1240 году...
Документальных доказательств эта гипотеза, широко распространенная как в XIX столетии, так и сейчас, не имеет. Впрочем, отсутствие документов не опровергает ее совершенно. Местность, где был основан Святогорский монастырь, длительное время являлась пограничной и часто подвергалась нападениям со стороны немирных соседей. Поэтому по части летописных источников здесь вообще дело обстоит очень худо. Они попросту не сохранились. Об этом свидетельствует и монастырский синодик, составленный в 1710 году: «Начало сей Святогорской обители, кто оное святое пустынное жительство изобрел и в горе сей святую церковь и келий устроил и начал жительствовати, за многими татарскими нахождении и разорении, особно же за частами переменами прежде бывших строителей,потом игуменов и архимандритов, зде, во святой обители не обретохом».
Однако обратим внимание читателя на то, что уже в XVI веке топоним «Святые Горы» существовал. Он встречается в «Записках о Московских делах» Сигизмунда Герберштейна — и встречается в таком контексте, который подчеркивает укорененность этого топонима, его старинное происхождение.
Иллюстрация слева : Вплоть до XVIII столетия монастырь постоянно подвергался грабежам и набегам. Особенно опасными врагами были крымские татары. Они убивали иноков, а многих — захватывали в плен. Два года провел в татарском плену и архимандрит Иоиль. На фото: фрагмент росписи Святых врат обители, иллюстрирующий "пограничный' этап в истории Святогорского монастыря.
-
XVII век -в документах встречается упоминание - Святогорский Монастырь - важный оборонительный и дозорный пункт.
Около 1663 - настоятель преподобный Иоиль ( Святогорский Монастырь ) основывает Куряжскую обитель близ Харькова, а затем вновь возвращается в Святые Горы.
-
-
1850 - 51 - реставрация храма свт. Николая.
-
-
1914 - с началом Первой Мировой Войны монастырь организует посильную помощь изувеченным воинам.
-
1922 - монастырь закрывают и передают его здания под санаторий им. Артема.
1931 - закрыта Всехсвятская кладбищенская церковь, при которой спасались некоторые святогорские иноки.
-
1992 - Святогорская Лавра - начало возрождения.
2004 - решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Святогорский Монастырь - теперь Лавра.
Вплоть до XVIII столетия монастырь постоянно подвергался грабежам и набегам. Особенно опасными врагами были крымские татары. Они убивали иноков, а многих — захватывали в плен. Два года провел в татарском плену и архимандрит Иоиль.Иллюстрация слева отображает "пограничный" период в истории Святогорского Монастыря.
Святогорской монастыре еще сохранялись многие постройки, хотя все они — кроме каменного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, ставшего после упразднения обители приходским, — пребывали в весьма ветхом состоянии. Местность же окружающая не потеряла своей поэтической привлекательности, и супруги Потемкины не раз высказывали друг другу сожаление о том, что иноки здесь больше не живут. Татьяна Борисовна даже раздумывала — не приняться ли
Иллюстрация слева : портрет Потемкина А.М.
ей за хлопоты по возобновлению обители, причем в качестве женской. В этих раздумьях ее застал иеромонах Арсений (Митрофанов), посетивший петербургский дом Потемкиных в 1842 году (он собирал пожертвования для строительства нового собора в Глинской пустыни). Татьяна Борисовна как-то сразу доверилась ему и высказала свое заветное желание — устроить в Святых Горах женский монастырь. Выслушав ее, отец Арсений будто бы ответил: «Нет, матушка, монастырю женскому не годится быть там, во-первых, потому, что место там лесное и пустынное, для слабого женского пола боязно будет там жить, а во-вторых, сами подумайте, прилично ли будет женским костям лежать поверх мужских монашеских костей?» Потемкины рассмеялись остроте отца Арсения и согласились с ним, что лучше возобновлять мужской монастырь. «А Вы пойдете туда в настоятели?» — последовал вопрос Татьяны Борисовны. «Охотно пойду, — согласился монах, — и хорошую братию вам с собой приведу, устроим вам общежительный монастырь по уставу Глинской пустыни и нашего незабвенного старца игумена Филарета».
Хлопоты по восстановлению Святогорского монастыря, начатые Потемкиными и поддержанные епископом Харьковским Иннокентием, увенчались успехом. В 1844 году, по решению Святейшего Синода и Высочайшему указу, обитель была возобновлена. Первыми ее насельниками стали, как и предполагалось, двенадцать монахов Глинской пустыни. Рассказывают, что по выходе из нее, на первом ночлеге, двое из них были утешены во сне явлением покойного старца Филарета. «И я, детки, еду с вами в Святые Горы, чтобы там помогать вам в трудах!» — сказал старец, придав инокам сил и бодрости.
После торжественного освящения Святогорской обители, совершенного на Успение Божией Матери владыкой Иннокентием, начались суровые будни. «С вершины горы увидели мы сию обетованную для нас землю, и хотя отрадно было в ней вселиться, однако тяготило нас чувство нашего крайнего убожества и беспомощности», — вспоминал о тех днях архимандрит Арсений.
Строительные работы в Святогорской пустыни решено было вести в двух направлениях — одновременно чинить старые здания и возводить новые. Благодаря помощи Потемкиных, доставлявших и необходимые материалы, и рабочих, монастырь благоустраивался довольно быстро. Спустя десять лет владыка Филарет (Гумилевский), в то время епископ Харьковский и Ах-тырский, так описывал в своем представлении Святейшему Синоду плоды деятельности архимандрита Арсения (приводим это описание с сокращениями, ибо оно очень пространно): «В первом, по восстановлении сей Пустыни, в 1844 году он, архимандрит Арсений, при всем затруднении в способах к ее улучшению... успел исправить на первый раз четыре отделения прежних совершенно уже павших деревянных келий и устроить братскую трапезу, просфорню, хлебню, гостиницу с необходимыми службами и кирпичный завод... В 1846 году открыл и возобновил подземную древнюю церковь во имя преподобных Антония и Феодосия... построил другую гостиницу со службами, каменный придел у входа в подземную церковь и таковой же у входа в пещеры; завел монастырскую пасеку и скотоводство, с устройством для последнего особого хутора вне монастыря. В 1847 году устроил другую церковь в углублении меловой скалы... и деревянную на каменном фундаменте больницу о 16 номерах, для престарелых и болезнующих братий. В 1848 и 1849 годах соорудил новый теплый храм во имя Покрова Богородицы с колокольнею при нем. В 1850 и 1851 годах возобновил на скале горний храм Святого Николая...» И так далее. К моменту кончины преподобного архимандрита Арсения (1859 год) все первейшие благоустроительные работы были завершены. Его преемнику (им стал при. Герман (Клица)) требовалось лишь продолжать начатое отцом Арсением дело.
При отце Германе в монастыре появились Преображенская церковь (на самой вершине горы, до наших дней не сохранилась), новый Успенский собор и трапезный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы — причем на постройку последнего пошли камни от старой Успенской церкви.
Тяжелые времена для монастыря настали с началом Первой мировой войны, когда настоятелем его был иреиодобноисповедник Трифон (Скрипченко). В 1914 году в Святых Горах открылся лазарет на 50 кроватей, в 1915 году — еще один, на 60 пациентов. Кроме того, обитель постоянно содержала воинов-калек, а с сентября 1915 года принимала по мере своих возможностей беженцев из западных районов Российской империи. Многие из них были истощены, и почти все лишились каких бы то ни было средств к существованию. К сожалению, документы, которые могли бы дать нам представление о масштабах помощи, оказываемой монастырем, пропали после революции. Но доподлинно известно, что беженцы получали от обители не только кров, а и горячее питание дважды в день. Многим из них это спасло жизнь. Одновременно с беженцами-мирянами в Святогорскую обитель прибыли эвакуированные иноки Почаевской Лавры. Всех их также необходимо было и питать, и покоить.
В 1922 году Святогорский монастырь был окончательно закрыт и преобразован в дом отдыха им. Артема. Храмы переоборудовали соответствующим образом — в Успенском соборе отдыхающим показывали кино, а в Покровской церкви — лечили грязями и водами. Возрождение обители началось лишь спустя семьдесят лет (восстановительные работы в пещерах проводились и несколько раньше — в 1980-е годы, усилиями Святогорского историко-архитектурного заповедника), хотя дом отдыха функционировал в монастырских строениях вплоть до 2003 года, когда, наконец, все здания были переданы Церкви.