Главная
Фильм он-лайн
Подвижники>>
Чудеса>>
В литературе>>
Святогорская Лавра
Никаких документов, повествующих о начале Святогорской Лавры, о раннем периоде ее истории, не сохранилось. Однако косвенные свидетельства указывают на то, что монастырь этот существовал уже в XIV веке. Повествуя о начале Святогорского монастыря, издание «Святогорская Успенская общежительная пустынь в Харьковской епархии» (1896) сообщает: «О первых насельниках Святых Гор предание говорит, что они были выходцы из Киева, после татарского погрома в 1240 году...
Все главные праздники в Святогорской обители и главные престолы храмов Святогорских посвящены в честь тех же священных лиц и событий, как и в Киево-Печерской Лавре: Успения Пресвятой Богородицы, преподобных Антония и Феодосия Печерских и впоследствии св. Николая, в честь чудотворного образа этого святителя, каковой образ явился в первой половине XVI, столетия. Очень может быть, что киевские переселенцы-монахи и здесь хотели удержать все киевское, тем более, что сами Святые Горы напоминают горы Киева, и пещеры святогорские очень похожие с пещерами киевскими».
Иллюстрация слева : Вплоть до XVIII столетия монастырь постоянно подвергался грабежам и набегам. Особенно опасными врагами были крымские татары. Они убивали иноков, а многих — захватывали в плен. Два года провел в татарском плену и архимандрит Иоиль. На фото: фрагмент росписи Святых врат обители, иллюстрирующий "пограничный' этап в истории Святогорского монастыря.
«С какого времени стали здесь жить иноки, — писал свт. Филарет (Гумилевский; 1805—1866), — на это нет пока письменных свидетельств. Несомненно только то, что столь общая известность, в какой представляется святыня Донецкой скалы с 1547 года, ясно говорит, что ей давно предшествовали тайные подвиги пустынников, спасавшихся в пещерах скалы. Поэтому, со всею вероятностью можем положить, что в XIV веке уже существовал Святогорский Монастырь».
Около 1663 - настоятель преподобный Иоиль ( Святогорский Монастырь ) основывает Куряжскую обитель близ Харькова, а затем вновь возвращается в Святые Горы.
1787 - монастырь закрыт, иноки выселены из него.
1858 - начато строительство нового Успенского собора.
1859 - кончина архимандрита Арсения - который возобновлял монастырь. Святогорский Монастырь получает нового настоятеля - архимандрита Германа.
1867 - кончина прп. Иоанна Затворника.
1868 - освящение Успенского собора.
1917 - первый обыск в обители.
2004 - решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Святогорский Монастырь - теперь Лавра.
Иллюстрация слева : Архимандрит Герман (Клица), следующий по архимандрите Арсении настоятель Святогорского монастыря, также причислен ныне к лику святых.
Иллюстрация слева : портрет Потемкиной Т.Б.
Иллюстрация слева : портрет Потемкина А.М.
ей за хлопоты по возобновлению обители, причем в качестве женской. В этих раздумьях ее застал иеромонах Арсений (Митрофанов), посетивший петербургский дом Потемкиных в 1842 году (он собирал пожертвования для строительства нового собора в Глинской пустыни). Татьяна Борисовна как-то сразу доверилась ему и высказала свое заветное желание — устроить в Святых Горах женский монастырь. Выслушав ее, отец Арсений будто бы ответил: «Нет, матушка, монастырю женскому не годится быть там, во-первых, потому, что место там лесное и пустынное, для слабого женского пола боязно будет там жить, а во-вторых, сами подумайте, прилично ли будет женским костям лежать поверх мужских монашеских костей?» Потемкины рассмеялись остроте отца Арсения и согласились с ним, что лучше возобновлять мужской монастырь. «А Вы пойдете туда в настоятели?» — последовал вопрос Татьяны Борисовны. «Охотно пойду, — согласился монах, — и хорошую братию вам с собой приведу, устроим вам общежительный монастырь по уставу Глинской пустыни и нашего незабвенного старца игумена Филарета».
Тяжелые времена для монастыря настали с началом Первой мировой войны, когда настоятелем его был иреиодобноисповедник Трифон (Скрипченко). В 1914 году в Святых Горах открылся лазарет на 50 кроватей, в 1915 году — еще один, на 60 пациентов. Кроме того, обитель постоянно содержала воинов-калек, а с сентября 1915 года принимала по мере своих возможностей беженцев из западных районов Российской империи. Многие из них были истощены, и почти все лишились каких бы то ни было средств к существованию. К сожалению, документы, которые могли бы дать нам представление о масштабах помощи, оказываемой монастырем, пропали после революции. Но доподлинно известно, что беженцы получали от обители не только кров, а и горячее питание дважды в день. Многим из них это спасло жизнь. Одновременно с беженцами-мирянами в Святогорскую обитель прибыли эвакуированные иноки Почаевской Лавры. Всех их также необходимо было и питать, и покоить.
Трудности военного времени переросли вскоре в тяготы революционной эпохи. В июне 1917 года в Святогорской монастыре прошел первый обыск, чрезвычайно смутивший и настоятеля, и братию, и священноначалие. Однако это было лишь начало. С 1918 года обыски и ограбления обители приняли систематический характер. Они сопровождались поруганием святынь и оскорблениями монахов. Вот выдержка из «Описания действий большевиков в Святогорской пустыни Харьковской епархии», составленного иеродиаконом Лукой (Грицкевичем): «26 марта/8 апреля (1918 года — прим. ред.) явились в обитель 16 человек кавалерии Красной Армии и направились в пещеры с обысками оружия. В церквах пещерных в шапках входили в святые Алтари, прикасались к святым Престолам с кощунственными словами и облокачивались о них, клали свои шапки; один плетью ударил святую икону. Придя к настоятелю, дерзко, с угрозами расстрела, требовали вина. Набрав церковного вина, они расположились в настоятельских помещениях выпивать, а затем сели на лошадей, захватив при этом одну монастырскую лошадь, переехали через Донец, выстроились в шеренгу, сделали по обители несколько залпов и уехали».
В 1922 году Святогорский монастырь был окончательно закрыт и преобразован в дом отдыха им. Артема. Храмы переоборудовали соответствующим образом — в Успенском соборе отдыхающим показывали кино, а в Покровской церкви — лечили грязями и водами. Возрождение обители началось лишь спустя семьдесят лет (восстановительные работы в пещерах проводились и несколько раньше — в 1980-е годы, усилиями Святогорского историко-архитектурного заповедника), хотя дом отдыха функционировал в монастырских строениях вплоть до 2003 года, когда, наконец, все здания были переданы Церкви.