svlavra.pp.ua
Главная Фильм он-лайн Подвижники>> Чудеса>> В литературе>>
Еще один наш сайт о Почаевской Лавре.
Святогорская Лавра Никаких документов, повествующих о начале Святогорской Лавры, о раннем периоде ее истории, не сохранилось. Однако косвенные свидетельства указывают на то, что монастырь этот существовал уже в XIV веке. Повествуя о начале Святогорского монастыря, издание «Святогорская Успенская общежительная пустынь в Харьковской епархии» (1896) со­общает: «О первых насельниках Святых Гор предание говорит, что они были выходцы из Киева, после татарско­го погрома в 1240 году...

Все главные праздники в Святогорской обители и главные престолы храмов Святогорских посвящены в честь тех же свя­щенных лиц и событий, как и в Киево-Печерской Лавре: Успения Пресвятой Богородицы, преподобных Антония и Феодосия Печерских и впоследствии св. Николая, в честь чудотворного об­раза этого святителя, каковой образ явился в первой половине XVI, столе­тия. Очень может быть, что киевские переселенцы-монахи и здесь хотели удержать все киевское, тем более, что сами Святые Горы напоминают горы Киева, и пещеры святогорские очень похожие с пещерами киевскими».

Иллюстрация слева : Вплоть до XVIII столетия монастырь постоянно подвергался грабежам и набегам. Особенно опасными врагами были крымские татары. Они убивали иноков, а многих — захватывали в плен. Два года провел в татарском плену и архимандрит Иоиль. На фото: фрагмент росписи Святых врат обители, иллюстрирующий "пограничный' этап в истории Святогорского монастыря.

«С какого времени стали здесь жить иноки, — писал свт. Филарет (Гумилевский; 1805—1866), — на это нет пока письменных свидетельств. Несо­мненно только то, что столь общая из­вестность, в какой представляется свя­тыня Донецкой скалы с 1547 года, ясно говорит, что ей давно предшествовали тайные подвиги пустынников, спасав­шихся в пещерах скалы. Поэтому, со всею вероятностью можем положить, что в XIV веке уже существовал Свя­тогорский Монастырь».

  • Около 1663 - настоятель преподобный Иоиль  ( Святогорский Мона­стырь ) основывает Куряжскую обитель близ Харькова, а затем вновь возвращается в Святые Горы.
  • 1787 - монастырь закрыт, иноки выселены из него.
  • 1858 - начато строительство нового Успенского собора. 1859 - кончина архимандрита Арсения - который возобновлял монастырь.  Святогорский Мона­стырь получает нового настоятеля -  архимандрита Германа. 1867 - кончина прп. Иоанна Затворника. 1868 - освящение Успенского собора.
  • 1917 - первый обыск в обители.
  • 2004 - решением Священного Синода Украин­ской Православной Церкви Святогор­ский Монастырь - теперь Лавра.
    Иллюстрация слева : Архимандрит Герман (Клица), следующий по архимандрите Арсении настоятель Святогорского монастыря, также причислен ныне к лику святых.

    Иллюстрация слева : портрет Потемкиной Т.Б.

    Иллюстрация слева : портрет Потемкина А.М.

    ей за хлопоты по возобновлению обите­ли, причем в качестве женской. В этих раздумьях ее застал иеромонах Арсе­ний (Митрофанов), посетивший петер­бургский дом Потемкиных в 1842 году (он собирал пожертвования для строи­тельства нового собора в Глинской пустыни). Татьяна Борисовна как-то сразу доверилась ему и высказала свое заветное желание — устроить в Святых Горах женский монастырь. Выслушав ее, отец Арсений будто бы ответил: «Нет, матушка, монастырю женскому не годится быть там, во-первых, потому, что место там лесное и пустынное, для слабого женского пола боязно будет там жить, а во-вторых, сами подумайте, прилично ли будет женским костям лежать поверх мужских монашеских костей?» Потемкины рассмеялись ост­роте отца Арсения и согласились с ним, что лучше возобновлять мужской мо­настырь. «А Вы пойдете туда в настоя­тели?» — последовал вопрос Татьяны Борисовны. «Охотно пойду, — согла­сился монах, — и хорошую братию вам с собой приведу, устроим вам общежи­тельный монастырь по уставу Глинской пустыни и нашего незабвенного старца игумена Филарета».



    Тяжелые времена для монасты­ря настали с началом Первой миро­вой войны, когда настоятелем его был иреиодобноисповедник Трифон (Скрипченко). В 1914 году в Святых Горах открылся лазарет на 50 кроватей, в 1915 году — еще один, на 60 пациен­тов. Кроме того, обитель постоянно содержала воинов-калек, а с сентября 1915 года принимала по мере своих возможностей беженцев из западных районов Российской империи. Мно­гие из них были истощены, и почти все лишились каких бы то ни было средств к существованию. К сожале­нию, документы, которые могли бы дать нам представление о масштабах помощи, оказываемой монастырем, пропали после революции. Но допод­линно известно, что беженцы получали от обители не только кров, а и горячее питание дважды в день. Многим из них это спасло жизнь. Одновременно с бе­женцами-мирянами в Святогорскую обитель прибыли эвакуированные ино­ки Почаевской Лавры. Всех их также необходимо было и питать, и покоить. Трудности военного времени пере­росли вскоре в тяготы революционной эпохи. В июне 1917 года в Святогор­ской монастыре прошел первый обыск, чрезвычайно смутивший и настоятеля, и братию, и священноначалие. Одна­ко это было лишь начало. С 1918 года обыски и ограбления обители приняли систематический характер. Они сопро­вождались поруганием святынь и ос­корблениями монахов. Вот выдержка из «Описания действий большевиков в Святогорской пустыни Харьковской епархии», составленного иеродиаконом Лукой (Грицкевичем): «26 марта/8 апреля (1918 года — прим. ред.) явились в обитель 16 человек кавалерии Крас­ной Армии и направились в пещеры с обысками оружия. В церквах пещер­ных в шапках входили в святые Алта­ри, прикасались к святым Престолам с кощунственными словами и обло­качивались о них, клали свои шапки; один плетью ударил святую икону. Придя к настоятелю, дерзко, с угроза­ми расстрела, требовали вина. Набрав церковного вина, они расположились в настоятельских помещениях выпи­вать, а затем сели на лошадей, захватив при этом одну монастырскую лошадь, переехали через Донец, выстроились в шеренгу, сделали по обители несколь­ко залпов и уехали». В 1922 году Святогорский мона­стырь был окончательно закрыт и преобразован в дом отдыха им. Арте­ма. Храмы переоборудовали соответ­ствующим образом — в Успенском соборе отдыхающим показывали кино, а в Покровской церкви — лечили гря­зями и водами. Возрождение обители началось лишь спустя семьдесят лет (восстановительные работы в пещерах проводились и несколько раньше — в 1980-е годы, усилиями Святогорского историко-архитектурного заповедни­ка), хотя дом отдыха функционировал в монастырских строениях вплоть до 2003 года, когда, наконец, все здания были переданы Церкви.





    SITE-MAP