Обретение мощей
В литературе>>
Каронин С.
Чехов А.П.
Тютчев Ф.И.
Бунин И.А.
Монастырь сегодня
Никаких документов, повествующих о начале Святогорской Лавры, о раннем периоде ее истории, не сохранилось. Однако косвенные свидетельства указывают на то, что монастырь этот существовал уже в XIV веке. Повествуя о начале Святогорского монастыря, издание «Святогорская Успенская общежительная пустынь в Харьковской епархии» (1896) сообщает: «О первых насельниках Святых Гор предание говорит, что они были выходцы из Киева, после татарского погрома в 1240 году...
Все главные праздники в Святогорской обители и главные престолы храмов Святогорских посвящены в честь тех же священных лиц и событий, как и в Киево-Печерской Лавре: Успения Пресвятой Богородицы, преподобных Антония и Феодосия Печерских и впоследствии св. Николая, в честь чудотворного образа этого святителя, каковой образ явился в первой половине XVI, столетия. Очень может быть, что киевские переселенцы-монахи и здесь хотели удержать все киевское, тем более, что сами Святые Горы напоминают горы Киева, и пещеры святогорские очень похожие с пещерами киевскими».
-
Середина XVI века - впервые упоминается топоним «Святые Горы».
XVII век -в документах встречается упоминание - Святогорский Монастырь - важный оборонительный и дозорный пункт.
Около 1663 - настоятель преподобный Иоиль ( Святогорский Монастырь ) основывает Куряжскую обитель близ Харькова, а затем вновь возвращается в Святые Горы.
1844 - возобновление Святогорской общежительной пустынинь.
-
1850 - 51 - реставрация храма свт. Николая.
1858 - начато строительство нового Успенского собора.
-
1859 - кончина архимандрита Арсения - который возобновлял монастырь. Святогорский Монастырь получает нового настоятеля - архимандрита Германа.
1867 - кончина прп. Иоанна Затворника.
-
1914 - с началом Первой Мировой Войны монастырь организует посильную помощь изувеченным воинам.
1915 - монастырь и прилегающие районы принимает тысячи беженцев из западных районов. Живут здесь также монахи, эвакуированные из Почаевской Лавры.
1917 - первый обыск в обители.
1919 - в монастырь переносят детскую колонию.
-
-
Иллюстрация слева : Архимандрит Герман (Клица), следующий по архимандрите Арсении настоятель Святогорского монастыря, также причислен ныне к лику святых.
Надо сказать, что русские самодержцы понимали значение Святогорского монастыря (особенно возросло оно начиная с середины XVII века, когда берега Северского Донца стали обживать переселенцы из западных районов, гонимые из родных мест притеснениями католиков и униатов, а обитель естественным образом приняла на себя функцию их окормления и духовной, да и не только духовной, поддержки).
Иллюстрация слева : портрет Потемкиной Т.Б.
В своих — весьма скромных, впрочем, просьбах «на высочайшее имя» монахи отказа почти не знали. Гак продолжалось до 1787 года, когда Святогорский монастырь был упразднен. С юридической точки зрения это произошло даже раньше, в 1786 году, когда на Украине вступил в действие Манифест о секуляризации церковной и монастырской собственности, но описали имущество обители и выслали из нее монашествующих годом позже.Земельные владения Святогорского монастыря отошли в казну, а уже в 1790 году хозяином Святогорья — со всеми землями и приписанными к ним крепостными крестьянами —стал светлейший князь Потемкин-Таврический. Наследовал ему князь Энгельгардт, затем — княгиня Юсупова. Наконец, после смерти сей последней Святогор-ское имение перешло к сыну княгини от первого брака — графу Александру Михайловичу Потемкину и его жене Татьяне Борисовне Потемкиной.К этому моменту в
ей за хлопоты по возобновлению обители, причем в качестве женской. В этих раздумьях ее застал иеромонах Арсений (Митрофанов), посетивший петербургский дом Потемкиных в 1842 году (он собирал пожертвования для строительства нового собора в Глинской пустыни). Татьяна Борисовна как-то сразу доверилась ему и высказала свое заветное желание — устроить в Святых Горах женский монастырь. Выслушав ее, отец Арсений будто бы ответил: «Нет, матушка, монастырю женскому не годится быть там, во-первых, потому, что место там лесное и пустынное, для слабого женского пола боязно будет там жить, а во-вторых, сами подумайте, прилично ли будет женским костям лежать поверх мужских монашеских костей?» Потемкины рассмеялись остроте отца Арсения и согласились с ним, что лучше возобновлять мужской монастырь. «А Вы пойдете туда в настоятели?» — последовал вопрос Татьяны Борисовны. «Охотно пойду, — согласился монах, — и хорошую братию вам с собой приведу, устроим вам общежительный монастырь по уставу Глинской пустыни и нашего незабвенного старца игумена Филарета».
Хлопоты по восстановлению Святогорского монастыря, начатые Потемкиными и поддержанные епископом Харьковским Иннокентием, увенчались успехом. В 1844 году, по решению Святейшего Синода и Высочайшему указу, обитель была возобновлена. Первыми ее насельниками стали, как и предполагалось, двенадцать монахов Глинской пустыни. Рассказывают, что по выходе из нее, на первом ночлеге, двое из них были утешены во сне явлением покойного старца Филарета. «И я, детки, еду с вами в Святые Горы, чтобы там помогать вам в трудах!» — сказал старец, придав инокам сил и бодрости.
Строительные работы в Святогорской пустыни решено было вести в двух направлениях — одновременно чинить старые здания и возводить новые. Благодаря помощи Потемкиных, доставлявших и необходимые материалы, и рабочих, монастырь благоустраивался довольно быстро. Спустя десять лет владыка Филарет (Гумилевский), в то время епископ Харьковский и Ах-тырский, так описывал в своем представлении Святейшему Синоду плоды деятельности архимандрита Арсения (приводим это описание с сокращениями, ибо оно очень пространно): «В первом, по восстановлении сей Пустыни, в 1844 году он, архимандрит Арсений, при всем затруднении в способах к ее улучшению... успел исправить на первый раз четыре отделения прежних совершенно уже павших деревянных келий и устроить братскую трапезу, просфорню, хлебню, гостиницу с необходимыми службами и кирпичный завод... В 1846 году открыл и возобновил подземную древнюю церковь во имя преподобных Антония и Феодосия... построил другую гостиницу со службами, каменный придел у входа в подземную церковь и таковой же у входа в пещеры; завел монастырскую пасеку и скотоводство, с устройством для последнего особого хутора вне монастыря. В 1847 году устроил другую церковь в углублении меловой скалы... и деревянную на каменном фундаменте больницу о 16 номерах, для престарелых и болезнующих братий. В 1848 и 1849 годах соорудил новый теплый храм во имя Покрова Богородицы с колокольнею при нем. В 1850 и 1851 годах возобновил на скале горний храм Святого Николая...» И так далее. К моменту кончины преподобного архимандрита Арсения (1859 год) все первейшие благоустроительные работы были завершены. Его преемнику (им стал при. Герман (Клица)) требовалось лишь продолжать начатое отцом Арсением дело.
К концу XIX века Святогорская обитель выделялась среди прочих монастырей Слобожанщины благоустроенностью. Ее посещало множество паломников, а местные жители совершенно не мыслили своего существования без Святых Гор. В. И. Немирович-Данченко, посетивший Святогорский монастырь в 1870-е годы, отмечал: «Окрестному же населению вообще монастырь старается быть полезным. И влияние его все растет и растет. Так, например, случился около пожар; обитель не только послала свои инструменты, но погоревшим выдала пособие от десяти до пятидесяти рублей».
В 1922 году Святогорский монастырь был окончательно закрыт и преобразован в дом отдыха им. Артема. Храмы переоборудовали соответствующим образом — в Успенском соборе отдыхающим показывали кино, а в Покровской церкви — лечили грязями и водами. Возрождение обители началось лишь спустя семьдесят лет (восстановительные работы в пещерах проводились и несколько раньше — в 1980-е годы, усилиями Святогорского историко-архитектурного заповедника), хотя дом отдыха функционировал в монастырских строениях вплоть до 2003 года, когда, наконец, все здания были переданы Церкви.